Tanya Dalaman's profile

Tea illustrations and tea packs

Не так давно попавшая в мои руки книга «Трактаты о чае», невероятно вдохновила меня и подарила благодатную почву для чайной творческой реализации. Восхитительный перевод старинного текста изобилует развёрнутыми комментариями и описаниями, которые детальное поясняют сам текст тракта, но при этом и зарождают новые вопросы и желание узнавать о культуре Китая всё больше и больше. Мне захотелось проиллюстрировать некоторые моменты и оформить изображения в виде оберток для чайных блинов))). И это только начало!
«Трактаты о чае» — перевод первого в истории текста о чае, который был написан в золотой век китайской культуры эпох Тан 唐朝 (618-907) и Сун 宋朝 (960-1279) китайским поэтом, писателем и философом (и даже актером) Лу Юем (Лу Юй  陆羽 733—804).
Дошедший до нас текст «Канона чая» состоит из трёх свитков, разбитых на десять глав. Трактат описывает истоки освоения чая, его произрастания, изготовления и приготовления, чайную церемонию, посуду, упоминания современников и даже особые ситуации, когда возможно упрощение чайной церемонии. Всё о чаи и даже больше!
Лу Юй (陆羽 733—804) — первый чайный мастер и создатель первого письменного трактата о чае «Чайный Канон», почитаемый как чайное божество (Ча Шэнь 茶神). Его появление на свет окутано тайной: младенцу было три дня отроду, когда его оставили на берегу озера. Настоятель расположенного неподалеку буддийского монастыря подобрал младенца и взял его на воспитание. Имя ребенку он выбрал, погадав на «Каноне перемен». Лу Юй дословно обозначает «суша» 陆 и «перья» 羽 (53 гексаграмма Постепенность звучит так: «Лебедь постепенно приближается к суше…»). Так на свет появился будущий создатель «Канона чая».
Лу Юй жил и воспитывался в монастыре, но в 11 лет добровольно присоединился к труппе бродячих актёров. За 16 лет странствий побывал во многих городах и монастырях современных провинций Хубэй, Цзянси, Аньхуэй, Цзянсу, Хэнань и Сычуань. Обучился техникам игры театра теней, марионеток и традиционной драмы. Познакомился с известными людьми своего времени, завёл себе покровителей и подолгу жил в монастырях. Всё это время он собирал чай, пробовал воду, изучал местные чайные обычаи и записывал свои наблюдения.
Несмотря на то, что в сети оказалось немало изображений Лу Юя, мне захотелось отобразить скорее духовную составляющую этого великого человека. Руки удерживают энергетическое поле, в котором левитируют пиала и чайный лист, и происходит магия.
Шень-нун ( 神農, Божественный земледелец) —  в китайской мифологии один из важнейших культурных героев, покровитель земледелия и медицины. Легенда приписывает открытие чая именно ему — мифическому императору Шень-нуну. По легенде, для определения целебных качеств различных растений Шень-нун за день испробовал на себе свойства ста трав, подвергнулся действия 72 ядов, но использовал чай как противоядие и остался жив!
Я не смогла остановится на одном варианте (скорее даже стиле) иллюстрации, выбрала две самые красивые!
В главе «Питие» упоминается немало исторических личностей, кто внес ощутимую лепту, говоря современным языком, в продвижение и развитие чайной культуры. Это были поэты, писатели, философы и даже политики и чиновники!
Одна личность, вот почему-то, пришлась мне очень к душе.
Янь Ин (晏嬰; он же Янь Пинчжун 晏平仲 ; он же Янь-цзы 晏子; прим. 500 гг. до н.э. — о как!) — китайский философ, советник правителя царства Ци. Считается, что он был карликом и отличался крайним хитроумием. Известна история о том, как Янь Ин был отправлен послом в царство Чу. Правитель Чу, желая унизить Янь-цзы, повелел прорубить в городской стене рядом с воротам низкую дверь специально для посленника; Янь-цзы отказался войти, заметив, что через отверстие для собак входят только в собачье государство .Попав же на аудиенцию к чускому правителю, на провокационный вопрос о том, что неужели в Ци совсем никого не осталось, раз послали коротышку, Янь-цзы невозмутимо ответил, что мудрых людей посылают в достойные государства, а в недостойные посылают глупых, а он, Янь-цзы, самый глупый в Ци. Таких историй, которые произошли во время поездок Янь-цзы в царство Чу, было еще очень много. Своим умом и талантами Янь-цзы помешал замыслам правителей некоторых царств нанести оскорбление авторитету Ци и личному достоинству. Поэтому, считается, что Янь-цзы --  знаменитый дипломат в истории Китая.
Вот как раз эпизод с «собачьей дверкой» мне и захотелось отобразить на иллюстрации, выбрав стиль очень состаренного акварельного рисунка.
Триграммы
В среднем свитке в главе «Утварь»  встречаются понятия, для описания которых Лу Юй использует триграммы (особый знак, состоящий из трёх яо — горизонтальных полос (сплошных или разделённых надвое), которые в том числе используются в гадательной практике «Канона перемен», а он уже успел сыграть огромную роль в жизни первого чайного мастера), которые обозначают в тексте «небо», «огонь», «воду» и «землю».
Эти триграммы бодро перескочили из текста на мои иллюстрации.
Если кратко, то:
易經 (Канон перемен)

離 (Ли) — огонь
坎 (Кань) — вода
乾 (Цянь) — небо
坤 (Кунь) — земля
«Если жарко и мучит жажда, душно и стесненно, голова болит, глаза сохнут, четыре конечности немеют, сто суставов не разгибаются, с помощью четырёх или пяти глотков чая, словно высшей проповедью и благодатью учения Будды, противостоят недугам и восстанавливают равновесие.»
Так Лу Юй описывает действие чая в главе «Истоки». Перевод несколько упростил сказанное Лу Юем, сфокусировавшись на основном.
Однако в оригинальном тексте Лу Юй использует выражение, которое представляет собой игру слов: знаки с чтением (тиху) 醍醐 буквально означают «сливки», а (ганьлу) 甘露 — «сладкая роса».
В буддийской традиции, в рамках которой воспитывался автор «Канона чая», эти выражения использовались как иносказания для обозначения различных аспектов благодати буддийского учения. Таким образом Лу Юй подчеркивает тесную связь искусства чайной церемонии с буддийским миросозерцания.
В целом это я и захотела отобразить на иллюстрации. Над сочной зеленью чайных просторов словно парит безграничный образ Будды и, благословляя, касается земли и чайного листа. А структура волн чайных холмов пронизывает весь рисунок, создавая некую структуру и направление.
Tea illustrations and tea packs
Published:

Owner

Tea illustrations and tea packs

Published: